КАК не провалить свое выступление, презентацию – 10 ПРАВИЛ

Как часто на публичных выступлениях вы чувствуете, что никто даже не вникает в суть вашего рассказа? Вы тщательно готовитесь, подбираете самый интересный материал, а публика не принимает вас, а только поглядывает на часы? В этой статье вы узнаете самые распространенные ошибки публичных выступлений и поймете, как не допустить их в будущем.

Правило 1. Расхождение слов с действительностью.

Публика сразу же замечает расхождение содержания слов оратора с языком его тела и, самое главное, тоном речи. Если оратор тихим неуверенным голосом говорит: «Я рад вас всех видеть…», а в этот момент теребит пуговицу или мнет бумаги в руках, то у слушателей сразу появляется недоверие к говорящему и к его последующим словам. Поэтому, если вы волнуетесь, то так и говорите, не нужно лгать. Проще сказать: «Добрый день! Я очень волнуюсь, так как сегодня важный день для меня…» и тогда вы произведете впечатление человека, говорящего правду.

Лучше всего действительно настроиться на радость от выступления и передавать свой позитивный настрой слушателям. Публика в хорошем настроении лучше воспринимает информацию. Готовясь к выступлению, попробуйте представить, как вы выступаете: уверенно, с удовольствием, четко выговаривая слова, с внутренним ощущением радости, и выступайте именно так.

Правило 2. Оправдания и извинения.

Ни в коем случае нельзя начинать свое выступление со слов: «извините, я плохой оратор», «у меня маленький опыт выступлений», «я редко выступаю перед публикой», «я могу выступить плохо», «мой доклад может показаться вам неудачным», «я нашел все, что смог» и т. д. Вы хотите вызвать сочувствие, но получите обратный эффект: ваш доклад просто не станут слушать.

Поймите, люди хотят услышать информацию, которую вы собираетесь им рассказать, а не ваше мнение о себе как о докладчике. Поэтому нужно рассказывать так, чтобы слушатели думали, что вы обращаетесь к каждому персонально, с учетом их желаний и потребностей. Тогда на ваше волнение аудитория не обратит внимание или даже сделает снисхождение на это, а волнение, в свою очередь, будет уменьшаться быстрее, если вы уделите внимание потребности публике, а не своим личным переживаниям.

Правило 3. Неуправляемая мимика.

Задумайтесь над тем, достаточно ли хорошо вы можете управлять своей мимикой. Посмотрите на себя со стороны. Представьте перед зеркалом, что вы читаете доклад перед публикой и потренируйтесь управлять лицевыми мышцами. Помните о том, что на область глаз слушатели смотрят больше всего. Не нужно таращить глаза, хмурить или поднимать брови – это первые признаки неуверенности в себе. Выработайте привычку выступать с прямыми бровями и смеющимися глазами – это признаки доброжелательности и компетентности.

Правило 4. Суетливость.

На время выступления нужно найти себе место и ни в коем случае нельзя ходить туда-сюда, делать какие-то манипуляции с руками и предметами, потому что публика начинает следить за вашими движениями и отвлекается от сути рассказа. Язык вашего тела в тот момент указывает на то, что вы пытаетесь убежать с вступления, и именно так вас и начинают воспринимать зрители. Но и оставаться на одном месте тоже вредно – ухудшается восприятие информации. Лучше всего перемещения делать согласно переходам в тексте: от введения к основной части текста, при выделении ключевых моментов и при переходе к заключению. Делать это нужно осознанно и уверенно, не спеша.

Правило 5. Неподходящий внешний вид.

Одежда выступающего должна вызывать нейтральные эмоции. Поэтому свой внешний вид перед выступлением нужно тщательно продумать. Должен быть баланс между предметом выступления и внешним видом. То есть, нужно понять, одежда на данном выступлении должна быть четко официальной или можно позволить себе более свободный стиль одежды.

Одевать нужно такую одежду, в которой вы чувствуете себя удобно, но не увлекайтесь: желание переодеть вас или заглянуть под юбку, поправить прическу или макияж сильно отвлекает слушателя от самого рассказа. На выступлении вас должно быть видно: не прячьтесь в углу сцены, за кафедрой, а займите позицию в центре. Приподнимите подбородок, выпрямите спину, расправьте плечи, улыбнитесь и начинайте!

Правило 6. Невоспринимающиеся слова.

Наличие в тексте большого количества «умных» слов, узких терминов быстро снижают интерес. Также это относится к большому количеству цифр в тексте. Без статистики очень сложно обойтись, но постарайтесь свести это к минимуму.

Слушатель акцентирует внимание сначала на отдельных словах, потом воспринимает предложение в целом. Если какие-то слова ему будут непонятны, то в это предложение он уже вникать не будет. К тому же, сложнее воспринимаются отрицательная частица «не», поэтому обороты с этой частицей замените на положительные утверждения: «это неплохо…» на «это хорошо…», «не сделаем хуже» на «сделаем лучше» и т. д.

Все слова в тексте должны привлекать к себе внимание и вызывать только положительные эмоции.

Правило 7. Скучность.

Любой серьезный доклад, насыщенный информацией легко заставит слушателей уснуть. Спасти его могут только интересные моменты. Разбавьте свою информативную речь шутками, интересными историями, забавными примерами. Тогда люди не утратят нить повествования и ответят вам вниманием. Хорошее настроение и юмор делают восприятие заумной информации более эффективным.

Не запрещается и посмеяться над собой — это один из признаков вашей уверенности в себе.

Правило 8. Монотонность

Даже самый интересный доклад можно превратить в пытку для слушателей, если читать его монотонным голосом. Монотонно звучащий голос без интонации и пауз, которые выделяют ключевые слова и моменты в тексте, сразу убивает интерес к выступлению и к самому оратору. Вам нужны такие слушатели, которые еле сдерживают зевоту? Тогда оживите свою речь различными интонациями: постоянно варьируйте силу голоса на определенных фрагментах текста, придавайте им, если нужно, значительности и драматизма. Выражайте интонацией свои эмоции и меняйте скорость речи, в зависимости от ее содержания.

Правило 9. Отсутствие пауз.

Не бойтесь присутствия пауз в тексте: они помогают вам перевести дух, а публике осмыслить сказанное. Но чаще всего паузы забиваются междометиями и словами-паразитами: «…Эээ… Значит… Нуу…», и т.д. Тогда вы добиваетесь эффекта «мычания», и сразу публика теряет к вам интерес. Кто-то погружается в свои мысли, а кто-то считает, сколько раз вы скажете ваши слова-паразиты.

Любому оратору иногда нужно время, чтобы привести в порядок свои мысли, сверится с записями или просто подумать. Целенаправленно создавайте паузы, попейте воды, проконтролируйте, как вас воспринимает публика. Иногда паузу нужно создать для усиления эффекта напряжения и проявления любопытства. Не волнуйтесь: их длительность воспринимается публикой короче, чем докладчиком.

Правило 10. Напыщенность.

Не нужно показывать публике, что вы знаете больше всех и умнее, чем каждый присутствующий. Хуже неподготовленных выступающих только напыщенные ораторы, преисполненные собственной важности. Если вы очень хорошо знаете предмет своего доклада, то выкиньте из головы заблуждение, что вы умнее всех. В других направлениях ваши слушатели могут знать, больше чем вы и смогут поставить вас в неловкое положение. Признавайтесь в своем незнании: так вы завоюете еще большую симпатию. Подключайте к своему докладу аудиторию: слушатели с новыми знаниями оживят ваш рассказ, дополнят его. Так вы не только продемонстрируете уважение к вашей аудитории, но и добавите интереса с ее стороны.

Соблюдение этих простых правил, конечно, сразу не сделает вас великим оратором. На все нужно время, опыт и ответственное отношение к делу.

2 комментария: